Значение кулинарии в жизни человека. Творческий проект «Кулинарные путешествия по странам мира Актуальность выбранной темы примеры по кулинарии

15.01.2024

Визитная карточка проекта.

Вид проекта: творческий и исследовательский.

Цели и задачи проекта:

расширение кругозора в области кулинарии;

развитие понятия о здоровом и рациональном питании, характеристика пищевой ценности отдельных продуктов, рекомендации по организации рационального питания;

восприятие различных национальных блюд, освоение приготовления;

формирование умения сервировки стола, правильно вести себя за столом.

Участник проекта: _________________________________________

Руководитель: ____________________________________________

Сроки реализации: ____________________

Место выполнения проекта: _____________

Перспективы проекта: проект может использоваться в творческих конкурсах.

Выбор и обоснование темы проекта.

Кулинария – десятая муза человечества. Многие из нас любят готовить, готовим дома, готовим на работе, и это приносит радость в нашу жизнь. Кулинария – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы открываем все новые и новые блюда, разные вкусы. Ведь это так интересно! Если одно и то же блюдо приготовить с разными приправами, то и вкус будет разным. Некоторые люди готовят не задумываясь, просто чтобы поесть. Но ведь кулинария – целое искусство. Искусство приготовления пищи. Правильно смешать все ингредиенты, подобрать правильное количество того или иного продукта, красиво подать блюдо…

Так почему бы не устроить из приготовления пищи увлекательное занятие?

Ведь без пищи, а значит и кулинарии, мы бы не существовали. Нам приятнее есть к тому же и красиво оформленные блюда, что-то удивительное и вкусное, конечно же. Можно даже попробовать придумать что-нибудь самому.

Именно поэтому я выбрала тему «Кулинария». Я пока еще не могу приготовить любое блюдо идеально, но кое-что я уже умею. И очень хочу научиться хорошо готовить.

Кулинария – это искусство, требующее больших затрат времени и сил. Но чем чаще вы будете готовить, тем опытнее станете в области кулинарии.

Общие сведения о кулинарии.

Гастрономом (кулинаром) должен быть каждый образованный человек,

потому что было бы странно не знать, что составляет главное условие

нашей жизни, и слепо доверять каждому приготовителю пищи, не знающему

искусства приготовления, иногда грубому и неопытному человеку.

И. Радецкий (русский повар-ученый)

Кулинария (от лат. culina – кухня) – искусство приготовления пищи, а также собирательное название кушаний. По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифического врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигеи (покровительницы здоровья). Кулинария – древнейшая отрасль человеческой деятельности. Одним из первых приемов тепловой кулинарной обработки была жарка на открытом огне, в золе и на раскаленных камнях. Позднее появилась варка и вместе с ней кулинарная рецептура. Приемы кулинарной обработки формировались под влиянием природных, исторических и социально-экономических факторов. Кулинарные рецептуры и способы обработки пищи, возникшие в результате многовековой эволюции, отражают коллективный опыт народа и поэтому во многом физиологически целесообразны, так как сама по себе пища олицетворяет собой древнейшую связь, соединяющую все живое, в том числе человека, с окружающей его природой. Национальная кухня каждого народа – неотъемлемая часть его материальной культуры. Различают народную и профессиональную кулинарию. Последняя возникла на основании народной, которую развили и усовершенствовали повара-профессионалы. Профессиональная кулинария, с одной стороны, искусство, а с другой – наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и других отраслей естествознания. Кулинарией увлекались многие известные ученые, художники, писатели: Леонардо да Винчи, С. Боттичелли, А. Дюма, В. Одоевский и др. Основоположником научной Кулинарии в России был Д. Каншин. После появления механизированных предприятий внедомашнего питания кулинария превратилась в техническую дисциплину – технологию приготовления пищи.

Рациональное питание.

Рациональное питание является физиологически полноценным питанием здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Именно такое питание способствует нормальному развитию организма, сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, активному долголетию. Питание – многофункциональный процесс, но можно выделить три основные его функции.

Первая – энергетическая, заключающаяся в снабжении организма энергией.

В этом отношении организм человека можно условно сравнить с машиной, которой для совершения работы требуется поступление топлива. Рациональное питание предполагает примерно равное соотношение (баланс) между поступлением энергии в организм и ее расходованием на обеспечение процессов жизнедеятельности.

На что же расходуется энергия? Прежде всего – на основной обмен и физическую деятельность. Основной обмен – это уровень энергетических затрат организма в состоянии относительного покоя при температуре окружающей среды 20 С, измеренной через 12–14 часов после приема пищи. У взрослых основной обмен равен одной килокалории на один килограмм массы тела в час. Отсюда несложно подсчитать, что, например, у молодого мужчины, вес которого составляет 70 кг, основной обмен составляет примерно 1700 килокалорий. У женщин этот показатель на 5–10, а у стариков на 10–15 % ниже.

Кроме того, любой, даже самый ленивый, человек не лежит целый день в постели. Он трудится, занимается спортом, испытывает всевозможные стрессовые нагрузки. На всю эту физическую (нервно-мышечную) деятельность затрачивается довольно много энергии. Правда, у одного работа сидячая, не требующая больших физических перегрузок, а у другого наоборот. Так, бухгалтер на своем рабочем месте за каждый час тратит около 90-110 килокалорий, плотник – 350, строитель – 390 и т. д. Как видим, разница довольно большая, и это должно обязательно найти отражение в питании. Питание любого человека должно соответствовать его энергозатратам.

При недостаточно калорийном питании организм покрывает расход энергии за счет материала тканей своего тела, масса его начинает уменьшаться и наступает истощение.

Однако сегодня это довольно редкое явление. Чаще люди страдают от переедания. Избыток пищевых веществ превращается в жир и откладывается в виде жирового депо. Отказ от переедания – важнейшее условие здорового образа жизни.

Вторая функция питания заключается в обеспечении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени углеводы. Известно, что в процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и внутреклеточные структуры и вместо них образуются другие. «Строительным материалом» для создания новых клеток и структур служат химические вещества, входящие в состав пищи. Потребность в пластических веществах повышена в детском возрасте, когда они используются не только для замены разрушенных клеток, но и для осуществления процессов роста.

Третья функция питания – снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности, – ферментами и гормонами. Большинство этих химических веществ способно синтезироваться в организме, однако некоторые (например витамины) должны обязательно поступать извне с пищей. В соответствии с перечисленными функциями, которые выполняет питание, должен строится и пищевой рацион человека, который определяет в итоге и здоровье человека, и даже его образ жизни.

Традиции и обычаи русской кухни.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.

Кулинарные рецептуры, сформированные в результате многовековой эволюции, являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения – по содержанию пищевых веществ.

Быт народа складывается под влиянием многих факторов – природных, исторических, социальных и др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники – на свадьбах, пироги, блины – на Масленицу, «жаворонки» из теста – в весенние праздники и т. д.

Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы.

В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традиция имеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришли на эти земли в VI веке н. э. и жили преимущественно на лесных участках, просо обрабатывалось как главная сельскохозяйственная культура.

Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Однако следует учитывать, что пшено по своей питательности уступает другим крупам. Поэтому его следует готовить с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими продуктами.

Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, как кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую возможно было сохранить до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам.

Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Греки создавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей культуры.

В наше время капуста особенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России, на Урале и в Сибири.

Репа в России до конца XVIII – начала XIX в. имела такое же значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно, из нее готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё готовили квас. Постепенно, к середине XIX века, она была вытеснена гораздо более урожайным, но значительно менее полезным картофелем (практически это пустой крахмал). А вот репка содержит в своем составе и очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Сейчас репка стала на русском столе продуктом редким и штучным – в продаже на нее и цену определяют не за килограммы, а поштучно.

После перехода на картофель русская кухня значительно утратила свое высокое качество. Равно как и после практического отказа от русского столового хрена, тоже являющегося незаменимым подспорьем для здоровья, но сохраняющего свои полезные свойства не более 12–18 часов после приготовления, то есть требующего приготовления незадолго до подачи на стол. Потому современный магазинный «хрен в баночках» ни такими свойствами, ни должным вкусом совсем не обладает. Так что если сейчас в России русский столовый хрен и подают к семейному столу, то только по великим праздникам. Брюква почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву не отличали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды в настоящее время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Не выдержали они конкуренции с картофелем и другими культурами.

Однако своеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют думать, что отказываться от репы и брюквы в настоящее время не следует, так как они придают совершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни.

Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. В распространении картофеля и его популяризации большая заслуга принадлежит известному деятелю культуры XVIII в. А. Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд.

Продукты животного происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота («говядно»), свиней, коз и овец, а также птицы – кур, гусей, уток.

До XII в. использовалась также конина, но уже в XIII в. она почти вышла из употребления, так как «лишних» лошадей у населения стали отбирать монголо-татары, которым лошади были нужнее. В рукописях XVI–XVII вв. («Домострой», «Роспись царским кушаньям») упоминаются только отдельные деликатесные блюда из конины (холодец из лошадиных губ, отварные конские головы). В дальнейшем с развитием молочного скотоводства все более широко использовались молоко и продукты, получаемые из него.

Лесные промыслы были большим и существенным дополнением в хозяйстве наших предков. В летописях XI–XII вв. говорится об охотничьих угодьях – «тетеревятниках», в более поздних рукописях упоминаются рябчики, дикие утки, зайцы, гуси и другая дичь. Хотя нет оснований полагать, что их не ели и раньше, с самых древних времен.

Леса занимают в нашей стране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использование даров леса – одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Ореховое масло было одним из самых распространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли немного кипятка, завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже использовали в пищу – добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. Дробленые орехи использовали и для приготовления различных блюд и начинок.

Лес был источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки – медки.

В настоящее время только в некоторых местах Сибири (особенно на Алтае у местных нерусских народов) сохранились способы приготовления этих вкусных напитков.

Впрочем, с самых древних времен и до появления массового производства сахара мед был основной сладостью у всех народов, и на его основе еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме готовились самые разнообразные сладкие напитки, блюда и десерты. Также не только русские, но и все народы, имевшие в своем распоряжении рыбу, испокон веков ели икру.

Самым первым искусственно культивируемым плодовым деревом на Руси стала вишня. При Юрии Долгоруком в Москве росли только вишни. На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашей страны – обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположением и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а также озерных. Хотя гораздо больше различных рыбных блюд было еще в Древней Греции и особенно в Древнем Риме – создателе основ современного богатства европейской кухни.

Чего стоили только лишь одни кулинарные фантазии Лукулла! (К сожалению, его многочисленные записи рецептов блюд утрачены.)

В русской кухне для приготовления блюд тоже использовался большой ассортимент продуктов. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи. Есть основания полагать, что конструкция традиционной русской печи не была заимствована. Появилась она в Восточной Европе как местный оригинальный тип очага. На это указывает то, что у народов Сибири, Средней Азии, Кавказа основными типами печей являлись открытые очаги, а также наружная печь для выпечки хлеба или тандыр для выпечки лепешек. Наконец, прямые доказательства этого дает археология.

При раскопках трипольских поселений на Украине (третье тысячелетие до нашей эры) были найдены не только остатки печей, но и глиняная модель печи, которые позволили восстановить их внешний вид и устройство. Эти глинобитные печи можно считать прототипом позднейших печей, в том числе и русской печи.

А вот конструкция самовара была заимствована русскими от персов, которые в свою очередь взяли ее у арабов.

Но не следует пытаться искусственно «очищать» наш стол от некогда заимствованных у других народов блюд, давно ставших для нас привычными. К ним относятся, например, блины, котлеты, биточки, лангеты, бифштексы, эскалопы, муссы, желе, горчица, майонез, шашлык, пельмени, борщ, кетчуп и др.

Многие блюда, ставшие сейчас традиционными русскими, были изобретены французскими поварами-рестораторами, работавшими в XIX веке в России и создавшими основы современной русской кухни (Люсьен Оливье, Яр и др.).

В процессе исторического развития менялось питание, появлялись новые продукты, совершенствовались способы их обработки. Сравнительно недавно появились в России картофель и помидоры, стали привычными многие океанические рыбы, и без них уже невозможно представить наш стол. Попытки разделить русскую кухню на старинную самобытную и современную весьма условны. Все зависит от наличия доступных народу продуктов. И кто сейчас скажет, что блюда с картофелем или помидорами не могут быть национальными русскими?

Все зависит от наличия доступных народу продуктов. И кто сейчас скажет, что блюда с картофелем или помидорами не могут быть национальными русскими?

Любопытно кулинарное применение ананасов во времена Екатерины II и князя Потемкина (этого любителя капустных кочерыжек, с которыми он не расставался и грыз постоянно). Ананасы тогда шинковали и квасили в бочках, как капусту. Это была одна из любимых закусок Потемкина под водку. Страна наша обширна, и в каждой области есть свои местные блюда. На севере любят щи, а на юге – борщи, в Сибири и на Урале нет праздничного стола без шанег, а в Вологде – без рыбников, на Дону готовят уху с помидорами и т. д. Однако есть много общих блюд для всех областей нашей страны и общих приемов их приготовления.

Все, что формировалось на начальном этапе русской кулинарной традиции, во многом неизменно и сейчас.

Главные составляющие традиционного русского стола: чёрный ржаной хлеб, который остаётся любимым и по сей день, разнообразные супы и каши, приготовляемые практически каждый день, но уже совсем не по тем же рецептам, что много лет назад (для тех нужна именно русская печь, да еще умение с ней управляться), пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, без которых не обходится ни одно веселье, блины, а также наши традиционные напитки – мед, квас и водка (хотя все они тоже заимствованы; в частности, хлебный квас готовили и в Древнем Риме).

Основное достоинство русской кухни – умение вбирать в себя и творчески дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось общаться русским людям на долгом историческом пути. Именно это сделало русскую кухню самой богатой кухней в мире. И сейчас, уверены, ни у одного народа нет достойных блюд, которые не имели бы аналогов в русской кухне, но в гораздо лучшем исполнении.

Интересные рецепты.

Торт с зефиром

Ингредиенты:

упаковка бисквитных коржей (3 шт.);

1 банка вареной сгущенки;

1 пачка сливочного масла;

400 г ванильного зефира;

орехи грецкие для украшения и как вариант – обсыпка блюда вокруг торта;

фрукты для украшения.

Способ приготовления.

Зефир разрезать весь пополам аккуратно горячим ножом. Размягченное сливочное масло взбить с вареной сгущенкой. Каждый корж промазать кремом и прокладывать плотно зефиром. Коржи укладывать ровно друг на друга, слегка прижимая ладонью. Верх и бока торта смазать кремом, украсить зефиром, орехами и фруктами. В холодильнике выдержать несколько часов, если время не позволяет, как минимум 20 минут для легкого охлаждения.

Вареную сгущенку можно в готовом виде купить в магазине.

Сырники по-белорусски.

Ингредиенты:

500 г 9 % творога;

2 яйца;

100 г муки пшеничной и 50 г для обсыпки;

щепотка соли;

4 ст. л. сахара;

100 г сметаны 35 % жирности;

масло для жарки.

Способ приготовления.

Творог растереть с сахаром, солью, добавить одно яйцо и белок еще одного яйца. Желток отложить, он понадобится для сметанного крема. Тщательно вымешать творожную массу, подсыпая муку.

Массу разделить влажными руками, скатать шарики, обвалять их в муке, сделать углубление. Разогреть масло в сковороде. Обжарить сырники с одной стороны.

Сметану смешать с желтком и 2 столовыми ложками сахара. Сырники выложить в емкость для запекания, углубления заполнить сметанным кремом. Запекать около 30 минут в духовке при 200 градусах. Подавать горячими.

Свиные медальоны «Любовь-морковь».

Ингредиенты:

карбонат 300–400 г;

морковь сырая 100 г;

густой майонез 70 г;

сыр маздам 120 г;

долька чеснока;

соль.

Способ приготовления.

Мясо нарезать на медальоны, посолить. Морковь, чеснок и сыр потереть на мелкой терке, смешать с майонезом. Массу нанести на медальоны. Запекать в духовке при 220 градусах Цельсия около 25 минут. Подавать горячими.

Оливье с раковыми шейками.

Ингредиенты:

1 баночка (200 г) раковых шеек в с/с;

1 баночка кальмаров в масле;

0,5 банки горошка;

2 отварные моркови;

2 отварные картофелины;

10–15 оливок черных б/к;

100 г крабовых палочек охлажденных;

горсть рубленого зеленого лука;

1 пакетик желатина.

Способ приготовления.

Пакетик желатина замочить в 50 мл воды на 20 минут. Прогреть до полного растворения. Раствор желатина смешать с майонезом. Морковь, картофель, крабовые палочки, кальмары порезать небольшими кубиками, все высыпать в большую емкость. Туда же добавить нарезанные оливки, раковые шейки (часть оставить для украшения), горошек и лук. Заправить майонезом, быстро перемешать. Салатницу смазать маслом растительным, выложить салат, поставить в холодильник на 1 час. Вынуть, перевернуть на плоскую тарелку, украсить оливками, раковыми шейками, зеленью и подать. Салат нарезается при помощи ножа.

Кухни народов мира.

Итальянская кухня.

Италия – страна вечная и молодая одновременно. Каждая её провинция имеет богатейшую историю, но как единое государство Италия существует не так уж много лет. Возможно, именно этим фактом можно объяснить необыкновенное разнообразие итальянской кухни. В разных уголках страны свои особенности приготовления тех или иных блюд, свои рецепты и свои традиции. Северные районы Италии издавна занимались скотоводством, благодаря чему основными продуктами, которые использовали итальянские хозяйки, было молоко, сливочное масло и мясо. Именно здесь, на севере, рождались густые наваристые итальянские супы, питательная лазанья, ароматный сыр и знаменитое итальянское мороженое. На юге, где высятся горы, не было пастбищ, зато мягкий климат обеспечивал стабильно хорошие урожаи фруктов и овощей, здесь же росли разнообразные травы, которые итальянцы добавляли в пищу. Хозяйки юга Италии открыли и подарили миру рецепты ризотто, итальянских салатов и изысканных соусов.

А вот вопрос, откуда берёт своё начало традиция приготовления пасты, остаётся для итальянцев актуальным до сих пор. Сейчас уже невозможно представить, что родиной этого блюда могла быть не Италия. Однако право первого рецепта оспаривают Северная Африка и даже Китай. Итальянцы же утверждают, что первыми пришли к мысли варить мучную смесь в солёной воде именно они. Как бы то ни было, макароны в том виде, в каком они готовятся сейчас, впервые начали делать в Италии. Итальянцы первыми начали резать тесто на полоски, пересыпать сыром и смешивать с помидорами. Так получился первый рецепт пасты. В дальнейшем их родилось великое множество. Считается, что итальянская женщина не должна выходить замуж, пока не выучит хотя бы 15 из них.

На первый взгляд может показаться, что итальянская кухня очень калорийна. Лазанья, паста, пицца – всё это мучные блюда. И тем не менее большинство итальянцев находятся в прекрасной физической форме, а итальянская кухня, по мнению диетологов, является одной из самых здоровых. Связано это, прежде всего, с сортами муки, из которой готовятся макароны или тесто для пиццы.

Как правило, это мука грубого помола, которая не только не вредит фигуре, но и поддерживает правильное пищеварение. В итальянской кухне много овощей и фруктов. При приготовлении блюд предпочтение отдаётся полезному оливковому маслу. Итальянские десерты, в большинстве своём, основаны на фруктах. Разумеется, в любом кафе Италии можно найти и пирожное тирамису, и традиционное итальянское печенье. Но итальянцы никогда не позволят себе такой десерт после плотного обеда.

Характерной особенностью итальянской кухни является любовь к травам. Базилик и шафран итальянцы кладут в свои блюда чаще, чем любые другие повара мира. Примечательно, что многие итальянские традиции приготовления пищи принесли не профессиональные кулинары и даже не хозяйки, много лет проведшие у плиты, а люди, так или иначе связанные с архитектурой. Так, первым добавлять шафран в пищу стал реставратор, до этого использовавший траву как один из компонентов своих красок. А мороженое, по легенде, изобрёл итальянский архитектор. Чем объяснить такую закономерность? Возможно, тем, что художники, люди творческие, никогда не боялись экспериментировать. А в результате этих экспериментов появлялись шедевры, в том числе и кулинарные.

Мясо в Италии не слишком популярно, чаще его заменяет сыр. Суховатый, два года томившийся в погребах, Пармезан или тот самый знаменитый, с голубой плесенью, Горгонцола. Сыр в Италии используется при приготовлении пиццы, пасты и многих других блюд, а может подаваться и отдельно.

Итальянская кухня вобрала в себя различные традиции, смешала их, как ингредиенты очередного блюда и преподнесла их на стол мира пёстрой, словно пицца, неповторимой национальной кухней. Она стала популярна далеко за пределами Италии и завоевала любовь хозяек и гурманов со всех уголков нашей планеты....

Французская кухня.

Французская кухня всегда была примером совершенства в искусстве кулинарии. Лексикон французской кухни органически вошел в терминологию многих национальных кухонь.

Десятки французских слов, начиная от слова «ресторан» и кончая словом «омлет», являются свидетельством популярности французской кухни. Французы расценивают кулинарию как искусство. Они считают, что готовые рецепты служат лишь основой для приготовления пищи, используя которую каждая хозяйка может привнести что-то свое. Французскую кухню условно делят на три части: cuisine regionale, региональная кухня; cuisine bourgeoise, общераспространенная французская кухня и hautt cuisine, чрезвычайно изысканная кухня, примером которой в свое время являлась придворная кухня французских королей. Условность такого деления видна, например, из того, что если мясо по-бургундски в Париже являем региональным блюдом, то в самой Бургундии оно представляет общераспространенную французскую кухню.

Региональная французская кухня южных провинций (Прованс, Лангедок, область басков, Гасконь) резко отличается остротой пищи, большим использованием в ее приготовлении вин и специй, особенно чеснока и лука. Имеет свои характерные черты и эльзасская кухня, отличающаяся сытностью, более значительным потреблением свинины, капусты. Жители прибрежных районов используют в своей кухне больше продуктов моря, рыбы, крабов, омаров, лангустов, креветок и т. д. Одной из особенностей французской кухни является активное использование виноградного вина, коньяка, ликера в приготовлении самых разнообразных блюд. Вино при этом, как правило, подвергается значительному вывариванию, в результате которого винный спирт испаряется, а остающийся состав придает пище неповторимый привкус и наполняет ее приятным ароматом.

В любом блюде, не требующем длительного приготовления, в итоге остается не более половины начального объема вина. Помимо того, что вино используется для приготовления блюд, оно также служит главной составной частью маринадов для мяса и бульонов для отваривания рыбы.

Hет точного правила, когда нужно использовать белое и когда красное вино. Красное вино, однако, чаще употребляется для приготовления блюд из мяса домашних и диких животных, а белое – для блюд из рыбы. В повседневной практике красное и белое вина взаимозаменяются.

Во французской кухне используются только виноградные сухие и полусухие (некрепленые) вина. Белое вино должно быть не очень сухим (кислым). Если же вино слишком кислое, его следует перед смешиванием со сметаной или сливками влить в посуду и хорошо выварить, это снизит его кислотность.

Во многих рецептах французской кухни, которые теперь стали классическими, рекомендуется применять некоторые нефранцузские вина типа порто, херес и др. Hо сами французы часто заменяют эти вина своими сладкими винами типа фронтиньян, мускатными и др. Следовательно, заменяя «Порто херес» во французских рецептах нашими винами «Твишин», «Тетра», «Российское полусладкое», не нарушим классических рецептов и мы.

Китайская кухня.

Китай уже в древности был весьма густонаселенной страной, и тогда уже поля надо было возделывать гораздо интенсивнее, чем в Европе. Семьи были многодетные, а значит, бедные. Они не могли позволить себе никакого расточительства, и не только в отношении продовольствия, но и в отношении того же топлива. Дерева было мало, поэтому они были вынуждены оптимально использовать его энергию. Китайцы очень быстро ввели меры в интересах экономии: все сырые продукты режут как можно мельче, чтобы они скорее уваривались. Выпуклая сковорода вок обеспечивает быстрое нагревание пищи, а сплетенная из бамбуковых волокон корзина дает возможность варить на пару несколько блюд одновременно.

Китайская кухня не имеет дело с жестким куском мяса или овощей, которые задолго до варки замачивают. Каждое блюдо готово за несколько минут, и все питательные вещества сохраняются в нем в гораздо большей степени, чем у нас. А поскольку все ингредиенты измельчены, вилка и нож становятся лишними, поэтому китайцы для еды пользуются обычными палочками из бамбука.

Китайская кухня очень здоровая и по своему составу. Рисовая шелуха содержит ценные вещества, моллюски, рыба и ракообразные обеспечивают организм необходимыми белком и минеральными веществами. Следующим важным компонентом питания являются бобовые, прежде всего соя. Благодаря богатому содержанию растительного белка она стимулирует умственную деятельность, возможно, поэтому китайцы опередили века во всех областях науки и искусства.

При повседневном питании, когда обед и ужин имеют примерно одинаковое значение, десерт, как правило, не подается. Сладкие блюда и компоты или свежие фрукты редко выполняют роль десерта, они скорее входят в состав основной части меню. Обычая подавать напитки к еде, как принято в Европе, в Китае, в сущности, нет, зато по ходу застолья здесь выпивают много чая.

В Китае пьют рисовое вино или рисовую водку, но чрезмерного увлечения алкоголем в Китае никогда не было. Существуют здесь и различные региональные кухни. На севере распространены блюда, которые впервые возникли в пекинской среде и некогда подавались в императорском дворце или в домах высокопоставленных чиновников, ученых. Обобщенно ее еще называют «мандаринская кухня».

Острые овощные композиции смешиваются с несколькими сортами мяса, или капуста и грибы – с кисло-сладкими мясными кушаньями. Очень любят здесь блюда из уток, например, утку по-пекински. В западной провинции Сычуань жители отдают предпочтение острым блюдам, в провинции Гуандун – блюдам из морепродуктов. И как раз благодаря этим принципиальным различиям во вкусах гурманы имеют богатую палитру превосходных рецептов, которыми располагает китайская кухня.

Посуда и кухонная утварь.

Чем дороже комбайн, тем реже им пользуются.

Закон Мэрфи

Секрет хорошей еды заключается среди прочих составляющих и в качестве посуды.

Что же нужно иметь на кухне, чтобы как можно быстрей закончить приготовление пищи и, конечно, чтобы хватило сил на ее поедание? На современной кухне должно быть как минимум около полусотни различных предметов кухонного инвентаря, полный же список может составить и сотню с «хвостиком». Включает этот список как инструменты необходимые, так и дополнительные, облегчающие кухонные работы. Можно приготовить обед в консервной банке, продукты подготовить с помощью одного ножа, а съесть все, вооружившись одной только ложкой. Но сколько при этом придется затратить труда и времени!

Необходимые принадлежности.

Кастрюли.

Часто кастрюли продаются в комплектах. Если сразу не приобретать комплект, то с течением времени определится перечень кастрюль, необходимых именно для вашей кухни. Трудно варить пачку макарон в литровом ковшике, а одно яйцо варить в пятилитровой кастрюле просто не рационально и долго. Что именно и в каких количествах необходимо иметь на кухне, становится ясно в процессе освоения кулинарного искусства.

Причем число кастрюль и сковородок не зависит от величины семьи.

Чем больше семья, тем больше должен быть объем кастрюль. Число же их зависит от количества блюд в дежурном меню хозяйки. Среднестатистический комплект содержит:

1 – литровую кастрюлю,

2 – двухлитровые,

2 – трехлитровые,

1 – пятилитровую, в очень больших семьях – семилитровую.

Сковороды.

Сковороды должны быть разных размеров. Конечно, все то же яйцо можно поджарить на сковороде диаметром 28 см, оно поместится, но жарить котлеты или рыбу для семьи всего из трех человек на сковороде диаметром 12 см – уж очень долго.

Ножи.

Их тоже можно приобрести в комплекте. Но экономнее приобретать по одному (хороший нож стоит дорого), по мере проявления потребности в нем.

В комплект с ножами должны входить:

Нож для мяса. Он должен быть широкий, средней длины, из тонкой стали.

Нож для овощей. А лучше – три: большой (16 см) разделочный, средний (10 см) для чистки фруктов и овощей и маленький (6 см) для удаления глазков и мелких поражений.

Нож-пила для хлеба.

Ножницы.

Маленькие для обрезки бумажных упаковок.

Большие и сильные для разделки кур или рыбы.

Для поддержания режущих инструментов в рабочем (режущем состоянии) хорошо иметь затачивающее приспособление. Правда, когда мне надоело ждать помощи в заточке ножей и время от времени объявлять забастовку на кухне, я купила ножи с пилочками, но к ним тоже нужно привыкать. Сегодня у меня «в ходу» только средний нож для нарезки мягких овощей (помидоры, огурцы, кабачки, лимон). Для корнеплодов (картофель, морковь, свекла) лучше нож маленький и гладкий.

Разделочные доски.

Всегда считалось, что доски должны быть деревянными.

И действительно, большинство изделий из теста разделывается только на деревянной доске. Оптимальный размер разделочной доски для теста 50 75 см. Дерево мягко, упруго и податливо, чем помогает раскатывать тесто.

Для разделки овощей и мяса так же традиционно использовались деревянные разделочные доски.

Но у них есть несколько неудобств.

С течением времени та часть доски, на которой чаще режут (обычно это середина) становится вогнутой.

В то же время дерево не очень гигиенично, оно впитывает сок овощей и фруктов (вместе с их цветом), и содержать в чистоте деревянную доску, как и прочую деревянную кухонную утварь сложно. Их необходимо ошпаривать кипятком до и после работы, счищать острым ножом, а в посудомоечную машину загружать любые деревянные предметы не рекомендуется, так как от моющих средств, применяемых в машинах, дерево портится.

Поэтому для разделки овощей и, тем более, мяса очень хороши разделочные доски из специального стекла. Они очень хорошо моются (даже в посудомоечной машине), не ломаются и не бьются. На них можно даже отбивать мясо. Единственный их недостаток – звук, который издает нож, соприкасаясь с ними. Но и к этому можно приспособиться.

Пластмассовые разделочные доски тоже хороши, но они, как и деревянные, стираются в середине, там, где чаще режут. (Зато есть повод поменять их на новые). Как стеклянные, так и пластмассовые разделочные доски бывают разноцветными, что делает кухню нарядной и позволяет не путать доску для разделки сырого мяса с доской для овощей.

Для нарезки хлеба вместе со специальным ножом придумали доску, имеющую поддон, в который ссыпаются крошки.

Скалки.

Скалки нужны на кухне даже такой хозяйке, которая покупает готовое тесто (раскатать-то его все равно необходимо). И хорошо иметь скалки разные.

Монолитные с одной или двумя ручками.

Так называемые русские скалки, сделанные из одного куска дерева.

Западноевропейские, вращающиеся вокруг стержня. В отличие от двух первых, такими скалками работать легче и мозоли на ладонях они не образуют.

Длинная тонкая скалка для раскатки теста для сочней (навесу). Такой скалкой Ташкенте, например, раскатывают тесто на манты. Смотреть на это можно, не отрываясь, так это красиво. Но без сноровки можно только запутаться в тесте.

Крохотная, величиной с ладонь и толщиной с палец, скалка для раскатки маленьких кусочков теста, например, для пельменей.

Приборы и инструменты, экономящие время и усилия на кухне.

Мясорубка с приставками и сменными ножами. Может быть ручной, а лучше – электрической.

Дуршлаги, терки, толкушка для пюре, веселки для размешивания молочнокислых блюд, деревянные ложки для размешивания варений, молоток для отбивания мяса.

На хорошей кухне рекомендуется иметь несколько ступок для растирания пряностей и для толчения орехов. Для особо ленивых или не очень придирчивых все это можно заменить современными приспособлениями вроде мельниц, ручных и электрических.

Бесчисленное количество различных мисочек для приготовления салатов, взбивания и растирания кремов, яиц, сливок.

Хорошо иметь различные мерные приспособления, как весы, мерные стаканы, а также воронки разного диаметра.

Незаменимый предмет на кухне – открывалка. Замечательно, если она будет универсальной, для вскрытия всех видов банок и бутылок. А вот штопор лучше иметь специальный.

Для чеснока пригодится чеснокодавилка. Причем для того, чтобы ею пользоваться, нет необходимости чистить чеснок от сухой кожицы: она остается в ячейке, а чеснок выдавливается через дырочки наружу. (Вот и маленькая хитрость.)

Чистить овощи намного легче и удобней специальным ножом – овощечисткой.

Листы и противен – для любителей печь и запекать.

Сотейники или глиняные горшки для приготовления в духовке томленых блюд. Стоит обратить внимание на этот способ приготовления пищи, потому что он не требует постоянного присутствия на кухне и контроля над процессом.

Казан для приготовления плова, жаркого и обжаривания во фритюре.

Скороварка.

Алюминиевая фольга.

Специальные пакеты для запекания.

Специи: приправы и пряности.

В знаменитой репризе ученика кулинарного техникума спрашивают: «Чего в супе не хватает?» Даже когда блюдо уже почти готово, в нем чего-то не хватает. Той самой мелочи, которая «делает блюдо», придавая ему вкус. Конечно, это специи: пряности и приправы . Основное отличие приправ от пряностей состоит в том, что приправы можно есть как самостоятельное блюдо, например намазав на хлеб (сметана, майонез, паста из томатов, яблок, айвы и барбариса, кетчуп и т. д.). Приправы делают блюдо более вкусным, сытным, питательным и помогают легче усваиваться.

Редко кто ошибается с применением приправ, но и здесь, как в любом серьезном деле, необходимо соблюдать правила применения приправ:

Кисломолочные приправы (сметана, кефир, катык, ряженка и т. д.) применяются к овощным и тестяным блюдам.

Кисло-растительные приправы (томат, ткемали, барбарис, гранат) и кисло-сладко-растительные приправы (айва, кетчуп) – к мясным блюдам.

Солено-растительные (каперсы, маслины) – к рыбным блюдам.

Приправы никогда нельзя разводить водой.

Молочные приправы разбавляют сывороткой, а растительные – яблочным или сливовым соком.

Пряности вводят в блюдо для придания ему ароматического оттенка и усиления вкуса блюда в целом.

И здесь есть основные правила применения пряностей.

Пряности можно использовать для нейтрализации постороннего запаха и для придания нового аромата блюду. Пряности можно использовать и для усиления природного аромата и вкуса продукта.

Пряности надо использовать крайне осторожно, потому что ошибку в их применении исправить нельзя. Применяют их в очень малых количествах и всегда в самом конце приготовления, часто после снятия с огня или за 5 минут до готовности.

Пряности нельзя вторично подогревать и долго оставлять в составе блюд. Поэтому блюда, приготовленные с пряностями, желательно съесть сразу, назавтра они неприятны на вкус.

Сервировка стола.

Главный принцип, которым руководствуются, накрывая стол, – это соответствие предметов сервировки характеру трапезы (дружеский обед, деловой ланч, семейный праздник и т. д.) и меню.

1. Стелем на стол нижнюю фланелевую скатерть, привязывая ленточками к ножкам стола. Сверху кладем нарядную скатерть так, чтобы она равномерно опускалась с каждой стороны на 15–25 см. В ряде случаев вместо скатерти можно использовать сеты (минимальный размер 30 40 см).

2. Строго напротив спинки каждого стула ставим тарелки: для завтрака обычно одну (закусочную), для обеда и ужина – две мелкие тарелки, поставленные одна на другую в порядке уменьшения диаметра (мелкую столовую и закусочную), глубокую и десертную тарелки приносят позже. Если же холодные закуски, всегда подаваемые в первую очередь, в данном меню отсутствуют, на стол сразу ставим только две тарелки: столовую мелкую, а на нее – глубокую; десертные подаются позже.

Расстояние от края стола до ближнего края нижней тарелки не должно превышать 2 см.

3. На верхнюю тарелку кладем свернутую салфетку. Для завтрака используются салфетки размером примерно 32 32 см, для обеда и ужина – размером 50 50 см.

4. Раскладываем приборы: ножи и ложки – с правой стороны от тарелок (так как их держат в правой руке), вилки, соответственно, – с левой. Лезвия ножей должны быть обращены к тарелкам, вилки кладут зубцами вверх.

Какими приборами будет сервирован стол, полностью зависит от меню. Наиболее распространенный порядок подачи блюд на обеде: холодные закуски (их едят закусочными ножом и вилкой), суп (его едят столовой ложкой), основное горячее блюдо (столовые нож и вилка), десерт (десертные нож, вилка, ложка).

Приборы, которые используются в первую очередь, кладут дальше других от тарелок, а те, что берут в руки последними, кладут около тарелок.

Обратите внимание на то, как должны лежать десертные приборы. Их всегда кладут над тарелкой: первым лежит нож, затем вилка и, наконец, ложка. Ручки десертных приборов обращены в сторону, соответствующую руке, в которой их держат.

5. Слева от основных тарелок на расстоянии 5–15 см ставим персональную тарелку для хлеба (пирожковую). Если в меню есть сливочное масло, на пирожковую тарелку кладем персональный нож для масла (можно использовать и обычный закусочный нож).

Ну что же, стол накрыт. Можно сесть за него, развернуть салфетку, взять в руки приборы и приступить к еде.

Заключение.

Итак, заключительная часть моего проекта. Могу сказать лишь, что работа над этим проектом доставила мне массу удовольствия. Я узнала много нового о кулинарии.

Кулинария таит в себе множество разных секретов, так интересно их открывать для себя. Чем больше мы знаем, чем больше пытаемся готовить, тем совершенней становятся наши навыки. Конечно, путь к совершенству лежит через пробы и ошибки. Но дело того стоит. Я попробовала готовить блюда, приведенные в главе «Интересные рецепты». Легкие рецепты я сделала сама. Но с некоторыми мне самой пока не справится, так что мне помогала мама.

Также я узнала множество интересной информации, например, секреты кухонь народов мира. Но, конечно, интереснее всего было писать про русскую кухню. Узнать, как формировались обычаи, о том, как появились те или иные блюда, что с чем едят и т. д.

Кажется, что кулинария так и останется неизведанной до самого конца, в ней еще много тайн. Но ведь мы не собираемся изучить ее вдоль и поперек. Просто нам нравится готовить, и это доставляет нам удовольствие.

Литература.

1. http://www.domovodstvo.com/index.html

2. http://www.ciaocacao.it/index.htm

3. http://www.obedonline.ru/france.html

4. http://www.cbook.ru/peoples/publ/poh_kit1.shtml

5. http://www.millionmenu.ru/rus/kitchen/facts/posts21/articl482/

6. http://www.kulina.ru/

7. Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М. : Сов. Россия, 1990. – 256 с.

8. Тычинский, В. Т. Вкусно, полезно, рационально. – К. : Рэклама, 1989. – 256 с.

9. Книга о вкусной и здоровой пище / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И. М. Скурихина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Агропромиздат, 1990. – 367 с.

Муниципальное образовательное учреждение

Клявлинская средняя общеобразовательная школа №2

им. В. Маскина

Гражданственность, патриотизм.

II . Учебно-тематический план и содержание программы

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Практика

Введение

История возникновения кулинарии

Основы здорового образа жизни

Основы рационального питания

Способы обработки пищевых продуктов

Витамины. Национальные овощные салаты.

Минеральные вещества и здоровье

Животные продукты питания

Молоко и молочные продукты

Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом

Блюда из яиц

Растительные продукты питания

Приготовление первых блюд

Приготовление вторых блюд

Технология приготовления песочного теста и изделия из него. Экскурсия в кулинарию.

Технология приготовления жидкого дрожжевого теста и изделий из него.

Воспитательная работа

Итоговое занятие

Итого:

1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях. Игры на знакомство. Викторина.

2. История возникновения кулинарии. Этапы возникновения кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Ознакомление с организацией рабочего места для проведения кулинарных работ.

Практическая работа. Приготовление горячих напитков. Перечень блюд: зеленый чай, фруктовый чай.

3. Основы здорового образа жизни. Физиология питания. Пищевые вещества и их значение.

Практическая работа. Выявление потребности человека в применении «кулинарии здоровья» (заполнение анкеты).

4. Основы рационального питания. Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практическая работа. Приготовление блюд из круп (или сладких блюд). Перечень блюд: пшенная каша с тыквой, гурьевская каша.

5. Способы обработки пищевых продуктов. Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практическая работа. Приготовление паровых блюд. Перечень блюд: суфле морковно-яблочное, яичный омлет.

6. Витамины. Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов . Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище.

Практическая работа. Приготовление салатов разных народов. Перечень блюд: салат «Русский», «Белорусский», «Украинский» (морковь, яблоки, свекла), «Итальянский» (цукини, морковь), «Болгарский» (помидоры, огурцы, перец), из сыра по-французски, из овощей по-гречески.

7. Минеральные вещества и здоровье. Макро - и микроэлементы. Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение.

Практическая работа. Приготовление витаминных блюд. Перечень блюд: салат из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты.

8. Животные продукты питания. Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания.

Практическая работа. Составление инструкционных карт по приготовлению блюд из мяса, рыбы, морепродуктов. Приготовление мясных блюд. Перечень блюд: запеченное мясо с овощами. Приготовление рыбных блюд. Перечень блюд: рыбная запеканка.

9. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи.

Практическая работа. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. Перечень блюд: молочная лапша, пирог из творога, простокваша.

10. Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом. Сервировка стола. Искусство сервировки, История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток, правила поведения за столом.

Практическая работа. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Сервировка праздничного стола. Приготовление праздничного блюда.

Перечень блюд: салат из чернослива с орехами и чесноком, суп ризотто.

11. Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии.

Практическая работа. Приготовление блюд из яиц. Перечень блюд: яйцо в мешочек, омлет с зеленым луком.

12. Растительные продукты питания. Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания.

Практическая работа. Приготовление блюд из пищевых растений. Перечень блюд: картофельные оладьи. Приготовление блюд из пищевых растений. Перечень блюд: пюре из фасоли.

13. Приготовление первых блюд. Знакомство с технологией приготовления супов с макаронными изделиями, щей и борща.

Практическая работа. Приготовление супов: вермишелевого , горохового, рисового, лукового с капустой; щей со свежей капустой, борща вегетарианского.

14.Приготовление вторых блюд из круп и бобовых. Знакомство с видами каш и технологией их приготовления.

Практическая работа. Приготовление каш: гречневой с маслом; гороховой с маслом; рисовой, пшенной, перловой.

15. Технология приготовления песочного теста и изделий из него. Беседа о печенье и тортах. Правила техники безопасности при работе с электропечкой. Знакомство с технологией приготовления песочного теста.

Практическая работа. Приготовление изделий из песочного теста: «Лимонник», печенье «Бананы».

Экскурсия в кулинарию.

16. Технология приготовления дрожжевого теста и изделий из него. Знакомство с технологией приготовления дрожжевого жидкого теста, выпечки разнообразных изделий.

Практическая работа. Приготовление теста и выпечка изделий: блинов, оладий, пончиков.

17. Воспитательная работа. Праздники «Новый год». Тесты за обеденным столом. Беседа «Правила этикета за столом».

18. Итоговое занятие. Подведение итогов за год работы.

Практическая работа. Выполнение тестового задания и практической работы.

III . Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и формам обучения:

Объяснительно - иллюстративный – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр , докладов обучающихся, конкурсов и др.

Практический – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.

Дидактическое обеспечение

Плакаты «Изделия из теста», «Приготовление первых блюд», «Украшение блюд», «Сервировка стола» и др.

Таблица «Примерная потребность подростков в калориях»;

Схемы приготовления блюд;

Фото и репродукции художественных натюрмортов (разделы «Национальная кухня», «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)

Тесты для контроля знаний, умений, навыков;

Дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;

Игровой материал;

Наглядный иллюстративный материал;

Библиотечка «Юного кулинара», учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии.

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения , канализацией и водостоками . Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник, кофейный сервиз; косынки, фартуки; моющие средства : «Прогресс», «Хлорамин», кальцинированную соду.

Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи родителей.

IV . Литература

1. Блюда из свинины. Слово, 2011.

2. Бочкова для детей. Кухни народов мира.- М., 2001.

3. Евладова Е., Логинова образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002

4. Зима рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2001.

5. Зима разные салаты. – М.: Ринол классик, 2001

6. Иванова поваренная книга. – М., 2000.

7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. , / - М., 2003.

8. Киреевский семейка. Слово, 2011.

9. Корячкина виды мучных и кондитерских изделий. Труд, 2006.
10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.

11. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждения дополнительного образования . – М., 2004

12. . Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. , / - М., 2003.

13. Руфанова Е. Италия. Кухни народов мира. Слог, 2011.
14. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов. Клуб"Клуб Семейного Досуга", 2008.

15. Скляр. С. Чудеса выпечки. Коллекция Лучших Рецептов. Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2008.

Всем известно, что кулинария играет огромную роль в жизни людей. Все мы любим вкусно покушать, поэтому праздничное застолье – это не только показатель радушия и гостеприимства хозяев, но и отличная характеристика для любой женщины. Однако не стоит забывать, что ежедневное семейное меню тоже должно быть достаточно разнообразно и полезно. Ведь вкусная и правильная еда – это залог здоровья всех членов семьи!

Именно на кухне, за приготовлением пищи женщина поводит немало времени. А умение создавать вкуснейшие и разнообразные блюда можно считать настоящим искусством. Недаром мужчины так ценят тех очаровательных дам, которые любят и могут готовить. Совсем недавно многие из нас предпочитали обедать или перекусывать в заведениях, где готовят быструю пищу. Сейчас много говориться о том, какой вред здоровью способно нанести подобное питание. Ведь недаром в стране столько людей, страдающих ожирением и неправильным обменом веществ. А все это последствия «вредной пищи»! Именно поэтому, каждая мама и жена должна научиться кормить свою семью вкусно и полезно. Тем более что сегодня этому может научиться каждый желающий. Давно прошли те времена, когда кулинарные рецепты бережно переписывались в тетради и передавались из поколения в поколение, а книги по кулинарии невозможно было достать. Теперь существуют различные кулинарные сайты, ведутся передачи по телевидению, имеется в продаже масса книг с различными рецептами. Однако самое главное – это желание самого человека научиться готовить. Ведь приготовленная без настроения пища, не будет вкусной! Любое блюдо должно вариться, жариться и париться с любовью, с желанием доставить удовольствие своим близким или друзьям. Только в этом случае вся еда окажется вкуснейшей. Не стоит забывать и об украшениях блюд! Ведь от этого зависит аппетит детей и взрослых членов семьи. Недаром многие мамы пекут блинчики на специальных фигурных сковородках, украшают салаты забавными и вкусными зверятами, мастерски сервируют стол. Они точно знают, как улучшить аппетит близких людей и превратить семейный ужин в маленький праздник! Каждая хозяйка может выбрать для себя коронное блюдо. Конечно, для этого необходимо иметь опыт в приготовлении пищи, так как такое блюдо должно готовиться по своему уникальному рецепту. Обычно женщина тратит на это немало времени, постоянно дополняя и изменяя состав блюда, приправы и технологии. Зато на выходе у нее может получиться настоящий шедевр кулинарного искусства, который станет только ее коронной фишкой на любом праздничном столе!

Данные об авторе

Коломеец Галина Станиславовна

Место работы, должность:

МБОУ "Сиверский специальный (коррекционный) детский дом"

Ленинградская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Класс(ы):

Все классы

Предмет(ы):

Технология

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Социальный педагог

Тип ресурса:

Образовательная программа

Краткое описание ресурса:

Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.

Программа по «Кулинарии» разработана мной из опыта работы с детьми, опираясь на программы по трудовому обучению: В.В.Воронковой «Программы специальной (коррекционной) школы VIIIвида 5 - 9кл.», Н.М. Конышевой «Трудовое обучение в начальных классах», Г.И. Жаренковой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

курс «Кулинария»

Возраст детей - 7-17 лет

Срок реализации - 4 года

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Социально-педагогическая

2. Объединение

Курс «Кулинария»

3. Ф. И.О. педагога

Коломеец Галина Станиславовна

4. Вид программы

Модифицированная

5. Тип программы

Образовательная, учебная

(образовательная, учебная, досуговая)

6. Целевая установка

Социальной адаптации, познавательная, (познавательная, профессионально-прикладная, развитие художественной одаренности, социальной адаптации)

7.Уровень освоения

Общекультурный

8.Образовательная область

Технология

9. Форма организации

образовательного процесса

Групповая

(индивидуальная, групповая, зачетная)

10. Возрастной диапазон

7-17 лет

11. Контингент

Дети с ограниченными возможностями здоровья

(дошкольники; 7-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет)

12. Срок реализации

От трёх до пяти

(один год, два-три года, от трех до пяти лет, более пяти лет)

13. По характеру

Ознакомительная, репродуктивная

(ознакомительный, репродуктивные, поисковые, интегрированные, спортивно-оздоровительные, спортивного совершенствования, научно-исследовательские)

1. Пояснительная записка

Программа по «Кулинарии» разработана мной из опыта работы с детьми, опираясь на программы по трудовому обучению: В.В.Воронковой «Программы специальной (коррекционной) школы VIIIвида 5 - 9кл.», Н.М. Конышевой «Трудовое обучение в начальных классах», Г.И. Жаренковой. Коррекционно-развивающее обучение «Трудовое обучение» и является модификацией с учётом применения в детском коррекционном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIIи VIIIвида).Данная программа делает акцент на личностно - ориентированный подход к каждому ребёнку. Программа по курсу «Кулинария» предназначена для воспитанников с 1-го по 9-й класс детского дома.

1.1. Направленность

Направленность дополнительной образовательной программы «Кулинария» социально-педагогическая.

Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.

Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников коррекционных учреждений в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети-сироты оказываются, не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в специальном (коррекционном) детском доме был создан кабинет кулинарии.

Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область технология дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа «Кулинария» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению. В основном она рассчитана на социальную адаптацию и коррекцию детей VIIи VIIIвида.

1.2. Новизна

В системе воспитания детей, важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Кулинария - искусство приготовления пищи. «В здоровом теле - здоровый дух!» - говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.

На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты.

Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.

Для проведения занятий в детском доме выделено помещение площадью 24кв.м, а также созданы все условия для обучения. В настоящее время кабинет кулинарии является для детей образцом современной кухни, постоянно пополняется современной бытовой техникой, инструментами, мебелью, посудой, приборами, специализированной литературой.

1.3. Актуальность

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь»

Китайская пословица

В Сиверском специальном (коррекционном) детском доме воспитываются дети в возрасте от 3-х до 17лет. Поступают дети из домов ребёнка, из неблагополучных семей, где голодные дети зачастую довольствуются куском чёрного сухого хлеба. А ведь пища - является одним из основных элементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. От того как человек питается, зависит его здоровье, внешний вид, функционирование внутренних органов, настроение, трудоспособность. Дело в том, что дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Вот поэтому возникла идея о необходимости проводить в основном практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Безусловно, детский дом даже в лучшей его форме не может полностью компенсировать утрату семьи, но наиболее эффективно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе возможно.

Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к самостоятельной жизни - одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.

Отработаны темы занятий по первому, второму, третьему и четвёртому году обучения. Работа над модернизацией и совершенствованием программы продолжается и в настоящее время.

Актуальность программы «Кулинария» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.

Цель:

Формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

Обучить технологии приготовления различных блюд.

Познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи,

Обогатить словарный запас детей, на основе использования соответствующей терминологии.

Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов.

Приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.

Ознакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.

Коррекционно - развивающие:

Пробудить интерес к кулинарному искусству у детей.

Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка.

Развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Привить навыки работы в группе; формировать культуру общения.

Формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.

Формировать позитивную установку на семейную жизнь

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методы обучения подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на занятиях «Кулинарии» различных методов обучения:

  • Беседа (объяснительно - иллюстративный метод обучения - позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний)
  • Метод объяснительного чтения
  • Экскурсии
  • Практический метод - способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений. Вовлечение воспитанников в практическую деятельность, с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности
  • Записи рецептов
  • Упражнения в применении полученных знаний - самостоятельная работа
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Ярмарки и проведение праздников и др.
  • Работа с дополнительной литературой
  • Методы проверки знаний

Дидактическое обеспечение

Картотека «Украшение блюд», журналы «Кулинария», «Самобранка», «Люблю готовить», «Приготовление первых блюд», и др.

Таблица калорийности основных продуктов питания

Технологические карты, схемы приготовления блюд

Фото и репродукции (разделы «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)

Тесты для контроля знаний, умений, навыков;

Наглядный иллюстративный материал;

Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии.

Продолжение см. в прикреплённых файлах

Актуальность выбранной темы

Актуальность работы заключается в том, что она имеет практическую значимость для предприятий общественного питания. Для приготовления соуса используют натуральные и экологически чистые продукты. Технология приготовления разрабатываемого соуса в среднем занимает 30 минут рабочего времени, его можно готовить по мере спроса посетителей.

Соусы дают возможность приготовить из одного и того же продукта разные по вкусу и аромату блюда. Применяя различные соусы, можно усилить или ослабить природный вкус и аромат основного продукта. Правильный подбор соусов с учетом особенностей используемых продуктов позволяет повысить качество и питательность блюда.

Правильный выбор соусов имеет большое значение, так как от них во многом зависит вкус, внешний вид и питательность блюда.

Рис. 1

Для того чтобы доказать актуальность темы, был проведён анализ исследования ассортимента приготовления соусов, используя для этого опрос посетителей в ресторане. Результаты исследования представлены в диаграмме (приложение):

по результату опроса 60% посетителей ответили, что всегда используют соусы к блюдам, 35% посетителей ответили, что редко используют соусы к блюдам, 5% посетителей вообще не используют соусы к блюдам.

Результаты исследования представлены в диаграмме (приложение)

Меню ресторанов, кафе и даже баров не обходится без раздела «Соусы», учитывая это и результаты проведённых исследований, можно сделать вывод, что приготовление соусов является актуальной и востребованной в современном обществе.

Историческая справка

История соусов, как и сами вкусы очень загадочны. Современные французские кулинарные книги считают, что слово соус произошло от глагола «salire» - «приправлять пищу солью». Однако еще в Древнем Риме было упоминание о них, там существовало слово «salsa» - которое обозначало соленую или маринованную пищу. Затем этот термин получил распространение и на протертые овощные смеси, которые являлись дополнением основному блюду.

Сами соусы считаются изобретением французской кухни, и это верно. Ведь родиной большинства из них является Франция, а многие знаменитые соусы были созданы именно французами в XVII, XVIII - начале XIX века. До сих пор сохранились рецепты первых соусов в старинных поваренных книгах того времени, однако на вкус они покажутся весьма странными, непохожими на привычные соусы.

Многие французские соусы стали интернациональными. Все это породило несколько высокомерное отношение французов к кулинарным нравам других народов. Еще Вольтер язвительно замечал, что у англичан 24 религиозные секты, но только один соус, желая тем самым подчеркнуть примитивность английской кухни.

В России тоже есть своя история соусов. Уже в пятнадцатых веках пища приправлялась хреном, анисом, солью и другими разнообразными овощными заправками.

В дальнейшем слово «соус» окончательно вошло в обиход русского человека, как это случилось и с другими народами. Это произошло во время правления Петра I, когда «стало модным» нанимать поваров из Франции.

соус блюдо ассортимент дефект

© rybinki.ru, 2024
Кулинарный сайт - Rybinki